БЛОГ

Учиться играючи: как подготовить официантов к работе в зале без занудных лекций и банальных анкет

В любой работе есть свои нюансы и правила, которые должен знать каждый сотрудник. Задача руководителя – предоставить своим подчиненным эту информацию и, по возможности, проверить, как она была усвоена. Но здесь многие сталкиваются с проблемой: новым работникам бывает сложно зазубрить большой пласт теории, а потом еще и применить эти знания на практике. Из-за этого могут возникать сложности в работе, вплоть до конфликтных ситуаций.

Особенно часто подобные проблемы встречаются в ресторанной сфере. Например, официанты должны наизусть знать меню и состав каждого блюда – и они действительно заучивают перечень ингредиентов, но при этом теряются, если их просят посоветовать блюдо для привередливого ребенка или накрыть стол для компании веганов. Поэтому простая зубрежка не работает: персонал должен уметь использовать свои знания на практике, чтобы справляться с нестандартными ситуациями и не получать негативные отзывы из-за своей нерасторопности или невнимательности.


Как наиболее эффективно обучить свою команду необходимым навыкам?


Можно, конечно, устраивать специальные тренинги для сотрудников, приглашать лекторов и коучей, разыгрывать конфликтные ситуации, чтобы проверить, как ваши люди с ними справляются. Однако обучать каждого нового члена команды таким образом не получится: на тренинг нужно выделить время и потратить ресурсы, а это не всегда возможно. Как же наладить учебный процесс, чтобы он проходил быстро, информация усваивалась легко и без усилий, а вы могли бы своевременно контролировать результаты?

Задача кажется невозможной, но решение есть: мы придумали настольную игру, с помощью которой ваши официанты смогут выучить меню, отрепетировать общение с гостями и найти выход из разных нестандартных ситуаций.
В ней затрагиваются ключевые вопросы ресторанного бизнеса, с которыми сотрудники могут столкнуться в реальной жизни, а решения задач построены с учетом ключевых характеристик бренда – от игроков требуется не просто дать правильный ответ, но и проявить энергичность, дружелюбие и заботу о гостях.

Как построен игровой процесс


Время проведения игры варьируется на ваше усмотрение: вы можете выбрать короткий цикл, и тогда состязание займет всего 30 минут, – а можете добавить карты и играть полтора-два часа. В короткой версии могут участвовать от 2 до 8 человек, в длинной – от 2 до 14.

Условия игры очень простые: участники получают по 8 карт с заданиями, которые им предстоит выполнить. Правильные ответы напечатаны на обороте карточек, поэтому остальные игроки могут сразу же проверить отвечающего.

Короткий цикл


Для быстрой игры используют 64 основные карты. Они делятся на категории, отражающие все сферы работы официанта:
1. Меню;
2. кофе;
3. встреча и прием заказа;
4. обслуживание;
5. золотые моменты;
6. active: акции + праздники;
7. эмоции;
8. лексика.

Кроме того, карточки делятся по типам заданий, в которых отражены ключевые характеристики бренда (КХБ): бодрость, дружелюбие, умение быть в тренде.


Например, «бодрая» карточка с номером «3» (встреча и прием заказа) предложит игроку дать красочное описание завтрака за 60 секунд. Про какой именно завтрак рассказывать, выберет его коллега, сидящий слева. Это дает элемент непредсказуемости, приближает ситуацию к реальной жизни. Ну и, конечно, ответ должен быть бодрым и точным, ведь официант – лицо ресторана, он должен создавать нужное настроение.

А «дружелюбная» карта с номером «5» (золотые моменты, в которых необходимо проявить особые знания этикета) задаст официанту другую задачу: что делать, если гость пришел с младенцем, и ребенок выронил соску прямо на пол? Здесь необходимо проявить внимание и подумать, как произвести на гостей приятное впечатление, чтобы они захотели прийти снова.

Длинный цикл


Если вы захотите играть подольше, то к основной колоде нужно будет добавить еще 48 дополнительных карт, усложняющих задачу. Вытянувший их игрок должен будет отыграть заданную ситуацию вместе с другими участниками турнира. Например, ему придется на практике показать, как правильно подать бокал вина и лед к нему, или как забрать посуду со стола. Некоторые карточки прописывают конфликтную ситуацию, которую также необходимо разыграть в лицах – здесь уже в ход пойдет импровизация. Еще одно задание научит официантов повышать чек: в нем игроки по цепочке предлагают дополнительные блюда и акции к заказу, который придумывает один из участников игры.


Выполнение заданий обсуждают и оценивают всем коллективом, поэтому прокачиваются все играющие, а не только официант, которому досталась конкретная карточка.

За правильно выполненные задания игрокам начисляются баллы, по которым вы сможете отслеживать прогресс своих сотрудников без дополнительных экзаменов.

Какие преимущества даст вам эта, казалось бы, простая «настолка»?


Помимо веселого досуга в кругу коллег, игра принесет вашему бизнесу много практической пользы:
• С ее помощью вы сможете обучать новых сотрудников и отрабатывать с ними сложные моменты.
• Вы узнаете, в каких вопросах ваша команда испытывает особое затруднение, какие КХБ даются ей легче, а какие – сложнее.
• Официанты будут лучше справляться с нестандартными рабочими ситуациями, поскольку основные решения они запомнят по игровому процессу.
• Команда станет более сплоченной: задания из некоторых карточек требуют коллективного участия и предполагают помощь друг другу. Официанты привыкнут решать задачи слаженно и впоследствии перенесут этот навык с игрового поля в зал.


Обучающая настольная игра – это лучший способ совместить приятное с полезным: устроить коллективу брейншторм, познакомиться со всеми поближе и заодно усовершенствовать рабочие навыки. Мы рекомендуем попробовать такой способ обучения хотя бы в качестве вспомогательной методики.

А если у вас возникнут трудности с поиском и организацией рабочего персонала, вы всегда можете обратиться в Mugle Rest за помощью и консультацией. Опираясь на свой многолетний опыт, мы поможем вам собрать команду мечты, с которой любые нестандартные ситуации будут решаться в два счета!