Тревожность в коллективе: как помочь своим сотрудникам справиться с чувством турбулентности
Mugle Rest
В 2022 году, наверное, уже не осталось ни одного взрослого человека, не знакомого с чувством тревоги. Сначала мы все переживали пандемию, подстраивались под изменившиеся условия жизни, принимали новую реальность. Нам казалось, что мы уже неплохо акклиматизировались — и тут мир снова перевернулся вверх тормашками. Даже если конкретно в вашей жизни ничего кардинально не изменилось, вы все равно, скорее всего, ощущаете страх и беспомощность: ежедневный поток плохих новостей и противоречивых прогнозов неизбежно бьет по психике.


Предпринимателям в этой ситуации еще тяжелее: нужно постоянно следить за экономическими виражами, реагировать на все изменения и придумывать, как сохранить бизнес. В условиях полной непредсказуемости это практически невыполнимая задача, и каждый из нас сейчас особенно подвержен панике, тревоге и даже депрессивным состояниям. И тем не менее очень важно сохранить свою психику — а также позаботиться о ментальном здоровье своих сотрудников. Вместе с нашим корпоративным психологом Юлией Рудаковой мы расскажем вам, как это сделать.

Что такое тревога
Тревога — это реакция психики на возможную опасность. Это естественный биологический процесс, благодаря которому человечество много веков выживало и эволюционировало. Страх защищал древних людей: он подсказывал им, что лучше не прыгать с высокой скалы, не лезть в глубокое болото и не дразнить диких животных. А тревога работала предупредительным звоночком — "не ходи туда, где можешь погибнуть".

Человечество давно сделало свою жизнь комфортной и безопасной, и теперь нам не нужно каждый день бороться за выживание. Однако тревога никуда не делась — более того, современные люди испытывают ее гораздо чаще, чем их предки 50 лет назад. Да, жизнь стала комфортнее и надежнее, но теперь люди мучаются из-за непредсказуемости будущего и невозможности как-то повлиять на социальные процессы. Ты можешь хорошо работать и стараться гармонично построить свою жизнь, но это не убережет тебя от кризисов и катастроф, которые ты не можешь контролировать.

За последние два года даже прагматики, думавшие, что везде "подстелили соломку", поняли, что жизнь слишком непредсказуема, и невозможно предусмотреть все на свете. Ухудшает ситуацию бесконечный поток информации: СМИ пользуются моментом и накручивают трафик за счет негативного контента, блогеры резко переквалифицировались в политологов и экономистов и пытаются предсказать наше будущее, друзья и родственники атакуют личку кликбейтными статьями и готовятся к концу света. И среди всего этого хаоса продолжается жизнь: нам, как и раньше, нужно ходить на работу, готовить еду и платить за свет. Только вот руки опускаются все чаще, и мотивации становится все меньше: мы теряем чувство контроля над жизнью и ощущаем, что из-под ног как будто выбили почву.


.


Почему так важно следить за психологическим состоянием команды
Мы уже упоминали об этом в нашем чек-листе, но хотим повторить еще раз: в кризис очень важно сохранить работоспособность коллектива. Сейчас из-за тревоги о будущем люди могут снизить производительность, выполнять свою работу хуже, часто отвлекаться, быть невнимательными. Кто-то, наоборот, может с головой уйти в задачи, ускорить свои темпы — и в итоге выгореть. Многие могут пойти "на опережение" и начать искать другое место работы, если почувствуют в руководстве нестабильность и неуверенность.

Тревога может провоцировать в людях панику, а паника подобна зажженной спичке: один тревожный человек может дезориентировать всю команду, спровоцировать чувство страха у всех. Поэтому очень важно сейчас поддерживать контакт с подчиненными, следить за их состоянием и стараться его выравнивать.


Как говорить с командой о кризисе
Прежде всего не стоит делать вид, что все хорошо и ничего не происходит. Все прекрасно понимают, что происходящие события неизбежно изменят нашу жизнь. Помните, что вы — опора для ваших подчиненных. От вас зависит их работа, их качество жизни, их будущее. А вы, в свою очередь, сейчас нуждаетесь в слаженной команде, способной преодолеть кризис. Поэтому этот диалог важен и им, и вам.


Расскажите сотрудникам о плане действий. Пусть люди знают, что вы думаете о будущем и строите какие-то стратегии — так у них не будет страха, что завтра вы резко закроете ресторан, оставив их на улице. Честно расскажите о сложностях, которых уже не избежать, чтобы работники могли к ним подготовиться.
01
Скажите людям, как цените их труд, и как важна для вас всех сейчас слаженная командная работа. Не ставьте во главу угла бизнес — его сохранность важна только для вас, а сотрудники в основном переживают за свои семьи, кредиты и зарплаты. Говорите исходя из их интересов: объясните, что качественная работа сейчас особенно важна, потому что она может помочь сохранить привычный уровень жизни и им, и вам.
02
Не затрагивайте политику и не высказывайте категорично свою точку зрения. Мнения о нынешней ситуации у людей очень полярны, и споры о правильности той или иной позиции могут привести к большому конфликту, который вам сейчас точно не нужен. Постарайтесь мягко донести до команды, что каждый имеет право на свое мнение, но сейчас лучше не устраивать дебаты, а сфокусироваться на работе вашего ресторана.
03
Хорошо, если у вас в коллективе уже налажена коммуникация и царит дружеская атмосфера. Если нет, то сейчас самое время начать сближение. Почаще собирайтесь всей командой, чтобы обсудить успехи и наметить план на будущее. Пусть это будут не строгие формальные собрания, а расслабленные встречи коллег, где каждый может предложить какую-то идею и не бояться осуждения. Можно устраивать совместные чаепития, обсуждения книг и фильмов, турниры по настольным играм — так люди станут ближе друг к другу, и в коллективе будет больше доверия и взаимопонимания.
04
Как справиться с тревогой — несколько советов от психолога
Информационная гигиена важна как никогда: современные технологии дают нам непрерывный доступ к новостному потоку, и остановить его уже невозможно. Велик соблазн все время обновлять ленту и читать о последних событиях — это дает иллюзию, что мы что-то контролируем. Но в итоге пострадает не только психика, но и работа. Выделите себе конкретное время на чтение новостей — полчаса в день, не больше, — и ограничьтесь двумя-тремя источниками, которым доверяете. Не нужно смотреть все интервью подряд и читать комментарии под каждым постом — лучше сделайте вместо этого что-то приятное для себя.
1. Ограничьте поток новостей.
Да, как бы странно это ни звучало в нынешние времена, постарайтесь почаще радовать себя. Ваша психика сейчас особенно нуждается в положительных эмоциях — они помогают ей справляться со стрессом. Сходите на прогулку, приготовьте свое любимое блюдо на ужин, проведите время с друзьями или уделите время своему хобби — так вы и от новостей отвлечетесь, и заряд позитива получите.
2. Почаще радовать себя.
"Почувствовав беспокойство, первым делом проверьте его. Посмотрите, какое оно — продуктивное или нет? Продуктивное беспокойство — это то, с которым вы можете что-то сделать прямо сейчас. Например, мысль, что завтра на работе будет тайный гость/аудит или иная проверка — это продуктивное беспокойство, потому что вы можете подготовиться к этому событию, повторить и проверить все необходимое.

Напротив, непродуктивное беспокойство — это то, с чем вы ничего не можете сделать, потому что оно выходит за рамки вашего контроля. В таком случае нужно принять, что неопределенность в мире существует, и вы сейчас никак не можете влиять на ситуацию. Прочувствуйте это некомфортное состояние и попробуйте поддержать себя в нем.

Если тревога не отступает, и повлиять на ситуацию вы никак не можете, выполните упражнение «А что, если?».

Нас нередко пугают мысли о неопределенности будущего, которые можно сформулировать через один вопрос: «А что, если?» А что, если все наши поставщики попадут под санкции, и мы не сможем заказывать у них продукты? А что, если мою должность сократят, или ресторан закроют? А что, если руководитель хочет встретиться, чтобы сообщить, что снижает мне зарплату?

Такие мысли появляются совершенно случайно, и их невозможно контролировать, поскольку они напрямую связаны с нашими переживаниями и страхами. Однако вы можете выработать в себе привычку всегда придумывать альтернативные варианты развития событий.

Придумайте на каждую свою тревожную мысль новый, позитивный ответ. Например, предположите, что на место старых поставщиков придут новые, и продукты у них будут вкуснее и дешевле. Или что встреча с начальством приведет вас к повышению. Или что вместо сокращения вам объявят об открытии еще одного ресторана.

Можно попробовать подключить юмор и нафантазировать совершенно абсурдный исход: например, что кофе начнут выращивать в Сибири, и у вас будет уникальная возможность поучаствовать в его продвижении. Или что руководитель бросает все и переезжает на Северный полюс, а вас оставляет за главного без объяснения причин. Подойдя к тревоге с юмором, вы смените вектор своих мыслей и почувствуете себя немного лучше.

Сейчас нам всем особенно важно заботиться о своём психологическом состоянии. И что бы ни случилось, помните: у вас обязательно найдутся силы, чтобы справиться со всеми неприятностями. Неопределенность рано или поздно закончится, поэтому позаботьтесь сейчас о своем здоровье — оно еще пригодится вам в будущем. Берегите себя!"