Как открыть свой
ресторан \ кафе \ бар
с нуля. Часть 1.

Делимся опытом и рассказываем об основных шагах
Слышал много раз «...хочу открыть свой ресторан с нуля…». Опережу события и задам вопрос - ЗАЧЕМ? Обычно возникает масса ответов, самые типичные из них: "мечта всей жизни", "пассивный бизнес", "легкие деньги", "это может и дурак", "нужно вложить деньги и приумножить их" и бла бла бла...
Сразу вынужден расстроить:
- "Мечта всей жизни" – пусть это лучше будет мечта, чем ад на яву.
- "Пассивный бизнес" – увы, нет. Ресторанный бизнес или сфера гостеприимства, один из самых активных бизнесов, требующий максимум внимания.
- "Легкие деньги" – ну если, смотреть что бизнес активный, то нелегкие.
- "Это может и дурак" – мог бы дурак, было бы больше ресторанов. В сфере гостеприимства нужно всегда думать на несколько шагов вперед, либо это сделает конкурент. Таких ошибочных мнений очень много и мало людей, которые осознают, что они хотят и что собираются создать.
Но, если вы определились и точно уверены, то разберем по порядку, какие основные шаги нужно предпринять, чтобы открыть ресторан с нуля.
Андрей Пикин
руководитель направления франчайзинга Muglerest

Шаг первый: от желания - к концепции

Создание самой идеи ресторана – тут нужно четко понимать, что мечта и идея - разные вещи, и стоит подумать о многих вещах. Лучше всего пригласить знающего человека, который хотя бы когда-то этим занимался. Тут нужно продумать все моменты по стилю заведения. Если вы считает, что это просто, то вы ошибаетесь.
Вот несколько моментов, которые нужно учесть:
  • Концепция заведения – как принято, это общее понимание всех деталей, какая будет кухня (Италия, Франция, Европа, Япония и т.д.) и так далее.
  • Стиль заведения – в каком стиле оно будет оформлено, начиная от интерьера, заканчивая визитками (стиль меню, сервировки столов, цвет стен и многое другое). Это важно, так из казалось бы мелочей складывается визуальный образ вашего кафе или ресторана. А приятный образ - часть неповторимой атмосферы, за которой и приходят гости.
  • Кто наш гость – отфильтровать общую массу людей и выбрать тех, кто будет вашей целевой аудиторией. Крайне редко можно сказать, что для ресторана любой человек может быть целевой аудиторией, а неправильное понимание может привести к неясным моментам. Например, для ночного клуба не может быть целевой аудиторией пожилые люди, (хотя кто знает:)..). Ну или современной молодежи (поколение Z) будет не интересна концепция французского ресторана и так далее.
  • Кого привлечь, чтобы идея стала реальностью, – вот тут сразу нужно задуматься, кто и как будет вашу идею воплощать в жизнь, либо у вас есть вкус и все продумано до мелочей, либо нужно идти в маркетинговое агентство и нанимать специалистов. И тут появляется первая трата денег на сотрудника, который не факт что может реализовать ваши идеи.

Шаг второй: поиск локации и помещения

Локация – этот пункт "номер 1" в выборе помещений. Нужно учесть что, чем больше человеческой активности в этом радиусе, тем больше будет трафик. А это ваши гости. Поэтому лучше найти помещение на прогулочных улицах, центр города или большое скопление общественных мест. Не забываем подумать и о людях на машине, то есть учесть наличие парковки и возможность подъехать к ресторану на машине. Как показывает практика, чем меньше возможность, тем больше потерь в гостях.
Какое это место должно быть? На рынке недвижимости, как правило, достаточно проблематично найти помещение с теми параметрами, которые были бы идеальны для работы. Поэтому для себя необходимо определить ключевые параметры, у кого какие опять же, но по практики: свободная перепланировка (чем меньше преград, тем лучше), отдельно стоящее здание (желательно не в жилом доме, там много ограничений и опять же соседи, которым «мы» вечно мешаем жить), наличие технической вытяжки, достаточная мощность электроэнергии, высота потолков. Да и на самом деле, чем меньше переделок по помещению, тем оно идеальнее, так как меньше затрат на ремонтные работы.
На самом деле, требования к помещению должны отвечать определенным нормативам, иначе придется переделывать. Например, не правильно рассчитали мощность, по аренде вроде вам хватает, заключаете договор, а потом понимает, что предоставленной мощности не достаточно, нужно больше. И тут новая проблема и траты, то есть, вы пытаетесь увеличить объем мощности, а это обращение в спец инстанцию (там бюрократия и лишние деньги, которых как правило нет, и время)
Не забываем и про вытяжку, и про канализацию, водоснабжение, в том числе горячее.
Как же рассчитать мощности?
Например, нам нужно понять сколько мощности потребуется в ресторане. Вроде бы все просто - сложить номинальное потребление электрооборудование. Да, вот только проблема, а какое оборудование мы будем ставить? Такое, какое потребует меню. Хм, а что же будет в меню, пока же не понятно... Не стоит руки опускать, все самое интересное только впереди.
Успокаиваемся, и, как говорится, "на салфетке", примерно прикидываем. У нас Италия, ага, тогда: пицца, паста, салаты, супчик, ну может десерты.
Любой рецепт сейчас можно найти в интернете, включая технологию и оборудование. Ну хотя бы что-то. Смотрим ролики, пишем список, а дальше в поиске ищем их мощность. Ну вот вроде бы и понятно примерно сколько нужно. Люди мы не глупые, заложим какой-то дополнительный процент на форс-мажор - и нам хватит.
Да, все ок, только про оборудование бара забыли. Ну, собственно, уже дорога проверена, начинаем все сначала. Как бы ни было печально и смешно, но именно так и происходит. Ничего страшного, зато мы движемся к мечте.
Можно пойти другим путем и нанять шеф-повар и бармена, они составят меню, заодно напишут список оборудования и инвентаря. Уже проще, только не забываем, что стройка еще не началась, только помещение ищем, а у нас уже 3 сотрудника сидят на зарплате.

Шаг третий: регистрация юрлица

На самом деле ничего сложного нет зарегистрировать, но опять же запасёмся временем и терпением. Без бумажной волокиты не обойтись!
Куда бежать, что собирать? Бежать в налоговую, собирать и заполнять:
- заявление по форме Р11001;
- устав ООО (2 экз.);
- протокол или решение о создании ООО;
- квитанция об уплате госпошлины.
Через 5 рабочих дней можно забирать свидетельство. Попутно пишем заявление на выписку из ЕГРЮЛ. Тоже пригодится в работе.
Естественно, эти шаги - только "верхушка айсберга", потому что там много вытекающих действий при оформление одного документа.
Можно обратиться в юридическую контору и нанять юриста, который уже этим занимался не один десяток раз и сделает все за вас. А вам всего лишь нужно будет сделать нотариальную доверенность. Но опять же, это деньги, а, с другой стороны, нужно понимать, либо деньги, либо время... Уже пора начать осознавать, что нужно будет чем-то жертвовать: либо временем, либо деньгами.

Шаг четвертый: дизайн

Продолжаем творить и приближаться к своей цели еще на шаг. Дизайн-проект. "Наверное, он не нужен", - так подумает человек, который хочет сэкономить деньги и время. Я же скажу, точно нужен! Либо будет полный треш по факту. А всем хотелось бы красиво: по нашему опыту, проекты созданные без дизайнера, обречены на провал в 70% случаев.
Поэтому обязательно обращаемся к профессионалам. Сразу скажу, что создание дизайн-проекта будет идти долго и нудно, каждый этап будет тщательно обговариваться, согласовываться и переделываться: дизайнер будет пытаться выполнить все ваши пожелания, а вам ничего из этого не будет нравиться.
Когда все же визуализация, которая понравится вам, будет создана, дизайнер продолжит работу над всеми элементами интерьера, начиная от цвета плитки на полу, заканчивая тем, где должна быть розетка. Поэтому визуализация - только начало.
Вы должны будете указать, где что должно стоять, вплоть до выключателей света, где будет раковина в туалете, какая подсветка, касса и многое другое.
В среднем на новый проект уйдет у дизайнера примерно 3 месяца.

Крепитесь.

Готовые франшизы

Обратите внимание на наши франшизы - это успешные проверенные временем рестораны, которые мы готовы открыть для вас "под ключ".

Шаг пятый: поиск подрядчиков

Не хочется повторяться, но пытаясь сэкономить деньги может заплатить дважды...
Не должно стоять вопроса, делать ремонт самому, нанимать "профессионалов из средней Азии" или делать с помощью подрядчика.100% подрядчик. Нужно найти организацию, которая берет на себя все. Да, дорого, но зато гарантия. Специализированные организации, постоянно проходят обучение, знают новые технологии и прочие специфические требования, они знаю как сделать, а самое как правильно сделать: чтобы в день открытия на голову гостей не посыпалась штукатурка.
Самостоятельно можно делать ремонт на даче или дома. Можно его доверить "спецам" из средней Азии, но ресторан - это совсем другая история, поверьте опыту: только подрядчик!
Конец первой части
На этом заканчиваю первую часть рассказа о том, как открыть ресторан "с нуля". Вскоре мы опубликуем продолжение, в котором расскажем о других нюансах, которые встретятся вам на пути к открытию ресторана или кафе.

Мы в MugleRest их все прекрасно знаем, так как проходили все преграды десятки раз. Если не хотите вдаваться более в подробности - просто напишите нам, откроем для вас ресторан по вашим требованиям без лишних нервов или просто станьте нашим партнеров в одной из франшиз (это еще проще, так как форматы проверенные).

Хорошего дня!