Кто нужен? Шеф есть, он готовит кухню, он вам и скажет, кого и сколько человек нужно нанять, а так же есть бармен, который прорабатывал вам бар, он также скажет, кого и сколько. Строим иерархию: есть вам нужна правая рука, то ей будет администратор.
Администратору нужен помощник - это хостес. Хостес вам поможет следить за гостями и во время информировать официанта о прибытии новых посетителей.
Как правило, официанта берут из расчета один сотрудник на 4-5 столов. И нужно сказать, что это количество "потянет" опытный официант, начинающие - 1-2 стола.
Официанты не могут работать каждый день, поэтому как минимум умножаем их на 2, потому что 2 смены. то есть график у сотрудников зала 2 через 2.
Далее нанимаем сотрудников чистоты и порядка – мойщиц посуды и уборщиц. Каждый гость, приходящий в ресторан, будет оценивать ваш бизнес по чистоте - в первую очередь.
Конечно же, идеально будет если каждый сотрудник будет знать свою зону ответственно, да не дай бог своевременно реагировать, тогда точно можно будет сойти с ума от счастья. Но увы, мы в реальном мире, и каждого сотрудника необходимо контролировать и координировать.Это должны делать ваши администраторы. В идеальном случае нанимаем "главаря банды" (управляющего), который знает свою работу и дальше поведет команду к успеху.
Как найти того, кому можно довериться? Проверяйте его знания, характеристики от прошлого работодателя. Если человек надежный, ему можно доверить все и дать свободу действий. Главное, изначально понять, «на одном ли языке вы разговариваете». И не допускайте к финансам, а то последствия разные бывают, можете и без денег остаться, бывает и такое...
Где их взять – для каждого сотрудника разные источники. Например, найти официантов или администраторов можно через соцсети. Вся молодежь там, там их среда, поэтому рекламировать поиск лучше там. Мойщиц и уборщиц - через газеты и журналы по поиску персонала. Управляющего лучше взять по рекомендациям: узнавайте у друзей и близких, обязательно найдутся кандидаты. Лучше знакомого и проверенного, чем, как говорится, "по объявлению".
И по такому принципу набирать команду. Также, как правило за руководителями отделов (администратор, управляющий, шеф-повар) ходит своя команда, которые работали ранее вместе.
Теперь вопрос, как оформить. Оформить сотрудника не так уж и трудно, берем типовой договор на каждую должность, создаем штатное расписание, оформляем трудовые книжки и вперед. Все готово.
Обучение – обучение персонала очень важно, это ваши профессионалы, которые в будущем будут работать с гостями. Вам же не хочется, чтобы гости думали, что у вас неквалифицированные сотрудник работают, неграмотные. Поэтому обучаем своими силами (управляющий, как правило, делает списки тренингов и аттестаций).
Можно нанять коуча. Он проверит знания ваших сотрудников, составит программу тренировок и индивидуально подойдет к обучению. Назовите ему цель - подготовить сотрудников к открытию ресторан и создать КОМАНДУ. Сделать ресторан ЖИВЫМ, уютным и ГОСТЕПРИИМНЫМ.
Также коучеру нужно дать вводную информацию, как вы видите обслуживание гостей, какие "фишки" и многое другое. На основе полученной информации коуч сформулирует весь процесс работы с гостями и обучит ему ваших официантов.